Детский сад № 52 Кировского район Подготовительная группа
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.
Чемерис Наталья Петровна, воспитатель ГБДОУ №52 Кировского района, г. Санкт-Петербург
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В.А. Сухомлинский
Постановка проблемы и ее актуальность
Постановка проблемы Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в классе на уроках. Главным образом, нарушение моторики сказывается при обучении детей письму, в первую очередь на внешней картине письма, в каллиграфии. Недоразвитие детской руки приводит к ряду трудностей, возникающих уже на первой неделе обучения ребенка в школе. К ним относятся: Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную) без отрыва карандаша. Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры). Трудности с овладением навыка письма. Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разнонаклонные буквы). Очень медленный темп письма. Недостаток интеллектуального развития. Недостаточность развития памяти, внимания, связной речи. Недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.Актуальность Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. Содержательная часть Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость. Не допускайте скуки и переутомления. Эти упражнения должны проводиться в соответствии с временем года, погодными условиями. Эти упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, входят: · Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии. · Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы). · Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок). · Игры с песком (просеивание, куличики, формочки). · «Угадай на ощупь». · Различные виды застежек, шнуровок — их подбор должен соответствовать возрастным интересам дошкольников. · Скрепление деталей разнообразными способами. · Мозаики из различных материалов, пазлы. · Игры с водой, с песком. · Работа с «печатками» разнообразных форм. · Рисование под проговаривание текста. · Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу. · Игры с веревочкой. · Игры с шипованными мячиками пластилином, соленым тестом. 7 декабря 2017 в 20:16
Прикреплённые файлы:Документ: Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Описание файла:Файл называется: uprazhnenija-dlja-razvitija-melkoi-motoriki-palcev-ruk_rvvia.doc Это официальный файл организации «Детский сад № 52 Кировского район Подготовительная группа», в нём содержится Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.. Размер файла: 0,05 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.