Детский сад № 52 Кировского район Подготовительная группа

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.

 Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.

 

Чемерис Наталья Петровна, воспитатель ГБДОУ №52 Кировского района, г. Санкт-Петербург

 

 

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

 

В.А. Сухомлинский

 

Постановка проблемы и ее актуальность

 

Постановка проблемы

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в классе на уроках.

Главным образом, нарушение моторики сказывается при обучении детей письму, в первую очередь на внешней картине письма, в каллиграфии. Недоразвитие детской руки приводит к ряду трудностей, возникающих уже на первой неделе обучения ребенка в школе.

К ним относятся:

Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную) без отрыва карандаша. Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры). Трудности с овладением навыка письма. Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разнонаклонные буквы). Очень медленный темп письма. Недостаток интеллектуального развития. Недостаточность развития памяти, внимания, связной речи. Недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Актуальность

Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Содержательная часть

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость. Не допускайте скуки и переутомления.

Эти упражнения должны проводиться в соответствии с временем года, погодными условиями. Эти упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, входят:

· Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.

· Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).

· Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).

· Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).

· «Угадай на ощупь».

· Различные виды застежек, шнуровок — их подбор должен соответствовать возрастным интересам дошкольников.

· Скрепление деталей разнообразными способами.

· Мозаики из различных материалов, пазлы.

· Игры с водой, с песком.

· Работа с «печатками» разнообразных форм.

· Рисование под проговаривание текста.

· Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.

· Игры с веревочкой.

· Игры с шипованными мячиками пластилином, соленым тестом.

7 декабря 2017 в 20:16

Прикреплённые файлы:

Документ: Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.

Описание файла:

Файл называется: uprazhnenija-dlja-razvitija-melkoi-motoriki-palcev-ruk_rvvia.doc

Это официальный файл организации «Детский сад № 52 Кировского район Подготовительная группа», в нём содержится Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук..

Размер файла: 0,05 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.